Порто Монтенегро, или как его еще называют, «город в городе» расположился на набережной черногорского Тивата и представляет собой премиальную стоянку для яхт с собственной огороженной территорией, таможенным терминалом и развитой инфраструктурой. Планируется, что по своему уровню Порто Монтенегро не будет уступать лучшим яхтенным маринам Лазурного берега; на строительство и развитие этого объекта было направлено 1,5 млрд. долларов. Комплекс продолжает расширяться и расстраиваться по сей день.
На протяжении многих столетий Тиватский залив активно принимал и отправлял торговые суда в Китай и другие страны Азии. Более 7 веков назад в этом месте основался торговый флот венецианцев, в 19 веке в Тивате была оборудована австро-венгерская военно-морская база, флотилия которой принимала участие в сражениях Первой Мировой войны. На память о военных действиях возле берегов Тивата остались неразорвавшиеся бомбы, останки военных кораблей и подлодок, а на побережье – груды никому ненужного ржавого металла. Картина была удручающей.
Идея использования порта в мирных целях и развития прибрежной зоны Тивата возникла уже после распада Югославии. Здешние территории были выкуплены Ротшильдами, после чего началось финансирование и преображение Тиватского побережья. В списке главных инвесторов Порто Монтенегро помимо Ротшильдов числятся такие известные люди, как Питер Мунк, Олег Дерипаска, Демьян Шандор и Бернар Арно.
С поступлением финансовых вливаний набережная Тивата начала преображаться. С морского дна подняли весь «военный мусор», что существенно улучшило экологическую обстановку во всем заливе. Строительство Порто Монтенегро подняло на ноги и экономику Черногории. Для возведения и обслуживания объекта понадобились трудовые ресурсы. Было создано 3,5 тысяч рабочих мест для местного населения. Город стал более интересным и с туристической точки зрения.
Уже сегодня можно говорить о высокой конкурентоспособности Порто Монтенегро. Яхтенный комплекс имеет высокий функционал, но при этом отличается весьма демократичными ценами. К примеру, если в Сардинии, Сен-Тропе или Монако суточная стоянка яхты в летний сезон обходится около 1000 евро, а годовая – в 500 000 евро, то в Порто Монтенегро цены будут заметно ниже – 2000 евро за месяц, 24 000 евро за год.
Еще одна особенность комплекса – в виду отсутствия налога на топливо заправка яхт обходится дешевле. Как уже говорилось выше, в Порто Монтенегро имеется таможенный пост. Это значит, что все, кто приплывает в Тиват на яхте, могут пройти таможенный и пограничный контроль прямо на месте.
Что касается развлечений, то Порто Монтенегро может похвастать закрытым клубом Lido, в котором свой юбилей несколько лет назад шумно отпраздновал Натаниэль Ротшильд. Как писали в газетах, в Черногорию в этот день съехалась почти половина списка Forbes и праздник прошел с небывалым размахом. Клуб Lido располагает открытым бассейном длиной 64 метра, который входит в двадцатку самых лучших бассейном мира. Возле бассейна установлены шатры, где гости любят наслаждаться спокойствием и прекрасными видами на закаты и залив. Вход в клуб доступен только владельцам недвижимости или причалов в Порто Монтенегро. Другие желающие могут попасть в клуб по разовым абонементам, если смогут финансово позволить себе их покупку.
Прогуляться по самому Порто Монтенегро можно совершенно бесплатно – вход открыт для всех, при этом территория находится под охраной и постоянным наблюдением. Желающие могут угоститься кофе в расположенных здесь же кафешках или пройтись по бутикам. На территории комплекса расположен и единственный на Адриатическом побережье Черногории 5-звездочный отель, в котором можно не только снять номер на время своего отдыха, но и купить апартаменты. Вдоль набережной Порто Монтенегро стоят аккуратные лавочки, на которых туристы любят сидеть в утреннее и вечернее время, наслаждаясь прекрасными видами.